+7 495 620 99 09

Экспертиза STALOGISTIC: дополнительные расходы при перевозке грузов в РФ

Одной из наиболее важных составляющих организации международных перевозок является расчет стоимости доставки груза из пункта отправления в пункт назначения с учетом всех сопутствующих расходов, о которых точно известно до начала перевозки. Однако существуют расходы, предвидеть наступление и(или) точную сумму которых до начала оказания услуги для экспедитора не представляется возможным (далее – дополнительные расходы). В некоторых случаях стороны могут предполагать только о существующей вероятности наступления таких расходов (таможенный досмотр), в ряде случаев экспедитор может вообще не предполагать о возникновении дополнительных расходов (введение ограничений и пошлин со стороны государственных органов на ввоз определенной категории товаров).

Стоимостью услуг экспедитора является не только объявленная сумма в поручении, но и те дополнительные расходы, предвидеть которые до их возникновения экспедитор не мог. Фактически стоимость услуг экспедитора складывается из двух частей:

1. Себестоимость услуги – затраты экспедитора на организацию доставки груза (стоимость услуг, зафиксированная в поручении), а также дополнительные расходы, возникшие в ходе осуществления перевозки.

2. Вознаграждение экспедитора.

В соответствии с ч.2. ст.5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортно-экспедиционной деятельности" Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах Клиента.
Те расходы, предвидеть которые экспедитор не мог до начала оказания услуги и не включил в объявленную в поручении стоимость услуг, но вынужденно понес для организации доставки груза, и есть дополнительные расходы в интересах клиента.
Указать исчерпывающий перечень существующих дополнительных расходов невозможно, однако можно очертить круг тех, которые являются наиболее проблемными:

1. Сверхнормативный простой автомобиля в ожидании погрузки контейнера на станции назначения (пример: ожидание оформления процедуры ВТТ ввиду задержки в оформлении со стороны таможенных органов, ожидание окончания таможенной очистки груза на станции назначения, ожидание очереди на погрузку).
В порту назначения простой автомобиля может произойти, если таможня назначит дополнительные контрольные операции (досмотр, взвешивание, рентген и др.).

2. Хранение груза на терминале в ожидании погрузки на ж/д состав, судно или автомобильное транспортное средство (например: ожидание подачи ж/д состава или прибытия судна, оформления процедуры ВТТ, таможенной очистки).

3. Сверхнормативное пользование контейнером (итоговая стоимость пользования может быть известна только после возврата контейнера в контейнерный сток).

Основной причиной возникновения указанных в пунктах 1-3 дополнительных расходов являются заторы на ж/д станциях/портах отправления и (или) назначения, а также ожидание корректных товаросопроводительных документов от Клиента. Скопление большого количества грузов на станции или в порту не позволяет обеспечить пропускную способность, необходимую для своевременной обработки и вывоза каждого контейнера.

Контейнеры.jpg


При вывозе контейнера со станции отправления прибывший ж/д состав может не принять к перевозке все грузы, ожидающие очереди отправления по направлению движения состава ввиду их большого скопления. В такой ситуации приходится ожидать ближайшего ж/д состава, на который может быть погружен контейнер, в связи с чем возникает необходимость по оплате сверхнормативного хранения контейнера на терминале и пользования им. Аналогичная ситуация может произойти в порту отправления при невозможности погрузки контейнера на ближайшее судно и смещении графика отправления.

Скопление большого количества контейнеров на ж/д станции назначения образует большие очереди из грузовых автомобилей, которые прибывают на станцию для вывоза контейнера. В таком случае возникает необходимость оплаты хранения контейнера на станции и сверхнормативного простоя транспортного средства, прибывшего за контейнером.


Также невозможность организации вывоза контейнера из порта может быть обусловлена закрытием порта на период штормового предупреждения (характерно для порта Новороссийск). В таких случаях любые работы в порту приостанавливаются, но обязанность оплаты хранения груза в порту и пользования контейнером не прекращается.


Шторм.jpg


4. Несвоевременное предоставление документов и информации о грузах может также повлечь дополнительные расходы. К примеру, при вывозе контейнера из порта Новороссийск существует риск платной корректировки документа отчетности в порту по требованию таможенных органов. Риск связан с несвоевременным предоставлением со стороны Клиента точного наименования груза на русском языке, которое будет указано в декларации на товары для таможенной очистки или в транзитной декларации. При предоставлении экспедитору такого наименования за 3-4 дня до прибытия судна в порт, терминал изначально указывает его в документе отчетности, в противном случае единственный источник информации о грузе для терминала – коносамент, наименование груза в котором не всегда совпадает с наименованием в декларациях.


5. Таможенный досмотр груза. Расходы на таможенный досмотр могут увеличиваться в связи с ожиданием своей очереди выгрузки на СВХ при скоплении грузов, направленных на досмотр (увеличивается период хранения на СВХ).

При организации доставки грузов, имеющих класс опасности или требования по соблюдению температурного режима, стоимость операций с ним (хранение, перегрузка и др.) может быть значительно выше, чем стоимость операций с генеральным грузом.

В ходе досмотра груза может быть выявлено ненадлежащее крепление груза, до исправления которого движение дальше будет запрещено, в таком случае возникает необходимость организовать и оплатить крепление груза. При отправке груза по железной дороге каждое грузовое место, имеющее вес свыше 1500 кг, должно быть надлежащим образом закреплено.

При осуществлении доставки контейнера грузовым автомобилем в международном сообщении досмотр может быть осуществлен на пограничном переходе, что может привести к сверхнормативному простою транспортного средства в ожидании окончания досмотра груза, необходимости корректировки товаросопроводительных документов (при выявлении в них ошибок), необходимости доставки груза под таможенным конвоем до СВХ, имеющего техническую возможность для досмотра перевозимого груза. Стоимость каждой из этих операций может быть известна только по факту их осуществления.

Нередко при досмотре выясняется, что груз (его деревянные элементы, упаковка, паллеты) не прошли обязательную процедуру фумигации (уничтожение вредителей, которые могут жить в дереве). В таком случае груз задерживается до проведения анализа на наличие вредителей. В качестве статей дополнительных расходов появляются организация отбора проб, проведение анализа, хранение груза, изготовление фитосанитарного сертификата и др.


таможенный досмотр.png



6. Административный штраф и изъятие при выявлении груза, не заявленного в товаросопроводительных документах (перевес, фактическое превышение указанного в документах количества груза, перевозка груза, не заявленного в грузосопроводительных документах) в соответствии с ч.3. ст. 16.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При выявлении части груза, не указанной в товаросопроводительных документах, наиболее вероятны 3 варианта развития событий:


  • изъятие груза с последующим назначением штрафа (от 50 000 рублей до 100 000 рублей) и возвратом изъятой части груза. Помимо уплаты штрафа возникает необходимость оплаты хранения изъятого груза, оформления процедуры таможенного транзита для его вывоза (в случае изъятия на границе) и организация его доставки от места хранения на время изъятия до пункта назначения;
  • изъятие груза с последующей его конфискацией без наложения штрафа;
  • изъятие груза с последующей его конфискацией и наложением штрафа (наименее распространенный вариант).


7. Штраф за искажение сведений о весе груза, которые повлекли превышение весогабаритных параметров, допустимых для перевозки груза ж/д транспортом. Штраф предъявляет Экспедитору к оплате представитель собственника железной дороги.


8. Установка новых пломб на контейнер. Причиной возникновения необходимости установки новых пломб является установка пломб со стороны грузоотправителя способом, не обеспечивающим сохранность пломбы при нормальном ходе осуществления перевозки. Для доказательства корректного размещения пломбы на контейнере необходимо получение фотографии навешенной на контейнер пломбы после загрузки грузоотправителя.


Изложенный перечень дополнительных расходов не является исчерпывающим, а содержит наиболее проблемные из них.

При выборе способа и маршрута доставки просим учитывать вышеизложенную информацию и осознавать возможность возникновения дополнительных расходов при организации доставки груза и необходимость их оплаты.


Cookie-файлы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта. Благодаря им мы улучшаем сайт и обслуживание на нём.